Официальный сайт МБОУНОШ

с.Санниковка Тамалинского района

Пензенской области

 

Родителям

Делаем зарядку

Автор статьи: Ольга Цыпленкова, психолог

Сделайте перерыв в учебных занятиях, чтобы с помощью предлагаемых упражнений снять усталость, утомление глаз, максимально быстро сконцентрировать внимание. А также развить организационные навыки, умение читать вблизи и вдали (книга – доска), согласованность работы глаз, мотивацию в освоении материала. И, что важно, принять удобную позу для активной учебы.

Заземляемся
1. Встаньте удобно, расслабьтесь.
2. Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся под нижней губой.
3. Другую руку расположите чуть ниже пупка пальцами вниз.
4. Удерживая точку под нижней губой на вдохе, представляйте, что вместе с воздухом в вас входит энергия земли. А на выдохе верните ее обратно.
5. Сделайте 4–6 полных циклов такого дыхания, чтобы максимально «поднять энергетический фонтан». Далее поменяйте руки местами и повторите упражнение 4–6 раз.

Выходим в космос
1. Встаньте удобно, расслабьтесь.
2. Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся над верхней губой.
3. Другую руку положите на крестец сзади срединной линии тела.
4. Удерживая точку над верхней губой во время вдоха, представляйте, как по позвоночнику поднимается энергия, расслабляя каждый позвонок.
5. Сделайте 4–6 полных циклов дыхания, чтобы энергия, поднимаясь по позвоночнику и далее вдоль головы (как капюшон), доходила до точки над губой. Поменяйте руки, повторите упражнение.

 

По материалам журнала "Здоровье Школьника"

 

Преемственность дошкольного и школьного образования


Известный социолог И.В. Бестужев-Лада как-то сказал, что суть преемственности дошкольного и школьного образования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за столиков в детском саду за парты в школе. Звучит это красиво и убедительно. Но если посмотреть на школьную практику, то получается, что не все так ясно и понятно.
Во-первых, дети очень хотят замечать изменение своего социального статуса – превращение из дошкольников в младших школьников. На это указывали и указывают многие исследователи дошкольного и младшего школьного возрастов: "Я теперь школьник и уже не буду днем спать", или "Мне надо делать уроки, а вы мне мешаете", или "Я уже хожу в школу и могу идти спать, когда мне захочется", – и т.п.

Во-вторых, серьезную проблему представляет собой тезис о том, что ребенок не должен замечать разницы. Многие теоретики и практики стараются это воплотить в жизнь – вводят в обучение дошкольников отдельных специалистов, превращают занятия (а это слово, кстати, связано со словом "занятно") в настоящие уроки, ставят дошкольникам отметки и т.п. В результате всего этого оказывается, что дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. А собственно, зачем им школа? Уроки есть и в детском саду, воспитатель медленно, но верно тоже трансформируется в учителя, даже форму, которую с такой гордостью носили учащиеся начальной школы, – и ту отменили. Кстати, эта тенденция – решать проблему преемственности путем переноса требований более высокого уровня образования на более ранние этапы – присутствует не только при решении проблемы преемственности дошкольного и школьного образования. Так, сейчас модно читать учащимся старших классов лекции, как это делается в вузе, вводить предметников в начальную школу, что всегда было характерно лишь в средней школе, и т.п.

Сказать, что эта практика – подстраивание более низкого уровня образования под более высокий – дала хоть какие-то положительные результаты, к сожалению, никак нельзя. Часто, разбирая с точки зрения психолога тот или иной конкретный случай, я вспоминаю образ, с помощью которого А.В. Запорожец пояснял, что происходит во взаимодействии ребенка и взрослого при таком решении проблемы преемственности. Взрослый, подчеркивал А.В. Запорожец, тянет ребенка за уши, чтобы тот поскорее вырос. Ну и что получается? Ребенок по-прежнему остается маленьким, только уши у него непропорционально большие. Но давайте вернемся к интересующей нас проблеме преемственности дошкольного и школьного образования. Для того чтобы разобраться в ней с психологической точки зрения, попробуем, как мы это делали на предыдущей лекции, разобраться, в чем состоят особенности школьного образования и чем оно принципиально отличается от образования дошкольного.

Мы начнем анализ этой проблемы с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий "спонтанное" и "реактивное обучение". Итак, что такое спонтанное обучение? По словам Л.С. Выготского, оно возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе. Конечно, в этом случае слово "программа" означает не утвержденный и особым образом составленный документ, которым руководствуются образовательные учреждения. Собственная программа – это то, чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться. Вот малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т.п.), что-то сделал – нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т.п., – и он просит: "Научи меня" (правда, иногда для маленьких детей четырехлетнего возраста и ниже "научи" означает "сделай вместо меня"). Однако уже хорошо развитые пятилетние дети начинают по собственному почину учиться что-то делать – подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы ("Так или не так?"), пытаясь выделить особые приемы изготовления понравившегося продукта. Все это примеры спонтанного обучения, наиболее характерного для детей дошкольного возраста. Теперь давайте представим, как можно строить школьное обучение, опираясь лишь на спонтанное, когда один хочет научиться писать, другой – считать, третий – рисовать и т.п. Именно поэтому, как подчеркивает Л.С. Выготский, школьное обучение отличается реактивным характером, то есть способностью учиться по чужой программе.

В этом контексте проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению. С одной стороны, все очень просто: способен учиться по чужой программе – психологически готов к школьному обучению, и можно спокойно записывать в первый класс. Но вот с другой стороны, если попытаться посмотреть, что же заставляет человека отказаться от собственных желаний и намерений и стать послушным воле и инструкции учителя, то мы столкнемся с двумя парадоксами.

Первый парадокс касается дальнейшей судьбы (после дошкольного возраста) спонтанного обучения. Что, школьники или даже взрослые люди учатся только по чужой программе? Если это так, то мне как психологу их очень жаль. У них налицо серьезные психологические проблемы и трудности. Педагоги хорошо знают закон, согласно которому каждые несколько лет они должны проходить курсы повышения квалификации. И все послушно идут учиться по чужой программе. При этом, вернувшись в школы, более 90% обучают детей так же, как они это делали до курсов. Но нельзя не отметить, что иногда те же самые педагоги едут на какие-то часто не очень официальные курсы, платят за учебу собственные деньги и по возвращении коренным образом меняют свое общение с учениками. И дело совсем не в том, что официальные курсы устроены хуже и менее интересно, чем самодеятельные. Просто в одном случае господствует спонтанный характер обучения, а в другом – реактивный.

Итак, и взрослые, и дети гораздо эффективнее и с большим интересом обучаются спонтанно, а не реактивно. Как же тогда быть с особенностями школьного обучения? Для ответа на этот вопрос приведем пример одного исследования, выполненного под руководством Д.Б. Эльконина. Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести кучу спичек с одного места на другое. Взрослый, объяснив детям инструкцию, намеренно уходил из комнаты, но незаметно наблюдал за поведением детей. Большинство детей вначале соблюдали данное взрослому обещание – переносили спички по одной, затем начинали брать по две, три, целыми горстями и т.п. Или другой вариант поведения: после того как ребенок по инструкции переносил некоторое количество спичек и видел, что куча от этого не уменьшилась, он начинал заниматься совсем другими делами – рассматривать комнату, играть с предметами, которые в ней находились, и т.п. Исключение составил лишь один ребенок, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Эта методика, по которой в психологии измеряют уровень пресыщения, в данном случае вызвала пресыщение у взрослого. Он вошел в комнату и поинтересовался, что же делает ребенок. Ребенок объяснил, что он подъемный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.

Конечно, напрямую данную ситуацию трудно назвать обучением, но вот механизм, который позволил ребенку не насытиться, а продолжать выполнять практически невыполнимое задание, непосредственно связан с разговором о спонтанном и реактивном обучении. Что сделал этот ребенок? Он превратил чужую программу (инструкцию) в свою собственную (спонтанную), переосмыслив ее.

Итак, ребенок-дошкольник не умеет переосмысливать чужую программу (инструкцию) и старается по мере возможности ее выполнять, а когда устает, то бросает это занятие. Ребенок, который по своему психологическому возрасту является младшим школьником, уже способен (правда, лишь в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение в спонтанное. Последняя оговорка не случайна. Эта способность – делать чужую программу своей собственной – формируется на протяжении всего младшего школьного периода развития. Ее становление и развитие связаны с двумя факторами – во-первых, с позицией взрослого, помогающего учащимся выделить их собственный смысл в том содержании, которому их учат, во-вторых, опять-таки с уже обсуждавшейся нами проблемой психологической готовности к школьному обучению.
Педагоги-дошкольники и родители хорошо знают тот факт, что дети этого возраста далеко не всегда принимают от другого смысл собственной деятельности. К примеру, малыш перекладывает спички, а другой взрослый (не тот, кто дал задание) говорит: давай себе представим, что ты подъемный кран, и т.п. Многие дети скажут: "Нет, мне велели перекладывать спички, и я Ваня, а не подъемный кран".


Другие же, как мальчик из работы Д.Б. Эльконина, сами придумывают, как осмыслить инструкцию взрослого.
В первом случае дети по своему психологическому возрасту являются дошкольниками, и поэтому, несмотря на биологический возраст, не готовы к школьному обучению. А вот если ребенок в состоянии сам переосмыслить реактивное обучение, можно говорить, что он психологически готов к школьному характеру обучения.

Психологическая готовность


Может быть, эти изменения в начальной школе диктуются жизнью? Может, действительно современные дети уже готовы учиться не только с шести, но и с пяти или с четырех лет? Может, такая перегрузка дает в дальнейшем какие-то особые необыкновенно хорошие результаты?

К сожалению, все это не так. Во-первых, психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности. Во-вторых, несмотря на отбор, очень многие дети по-прежнему пропускают буквы и путают таблицу умножения. Но самым неприятным при этом является то, что большинство современных детей не любит и не хочет учиться, что они не умеют учиться и что, даже окончив школу и сдав с помощью репетиторов экзамены в вуз, они испытывают колоссальные трудности и нередко так и не получают заветное высшее образование. Помимо этого, они почти так же, как и учащиеся начальной школы, неграмотно пишут и не всегда верно помнят таблицу умножения.

Это положение дел ни для кого не секрет. Не зря почти каждый новый министр образования пытается реализовать новую реформу образования, которая всегда затрагивает учащихся начальной школы. При этом говорят о низкой зарплате учителей, о новых инновационных программах, о плохой экологии и т.п. Если посмотреть на все сказанное выше глазами психолога, то одной из самых главных причин проблем и трудностей начального образования является то, что педагоги и учителя очень слабо себе представляют психологические особенности детей.

Выдающиеся психологи двадцатого века Л.С. Выготский и Ж. Пиаже настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, нежели у взрослых, восприятие окружающего. Поэтому никакие инновации и новые оригинальные предметы ничего качественно изменить не могут, если только они не ориентированы (именно ориентированы, а не только учитывают) особенности современных младших школьников.

Разговор об особенностях развития в младшем школьном возрасте мы начинаем с пресловутой проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.

Почему проблема психологической готовности к школьному обучению стала "пресловутой"? Почему все больше педагогов и психологов говорят о том, что приходящие в школу дети не способны осваивать программы? Ответы на эти вопросы можно найти в многообразных психологических исследованиях. Просто кризис семи лет уже давно стал кризисом восьми или даже девяти лет. Мне приходилось встречать учащихся старших классов, которые по своему психологическому развитию являются дошкольниками.

Все это побудило нас начать разговор о психологических особенностях детей младшего школьного возраста в контексте проблемы психологической готовности к школьному обучению. При этом мы с самого начала попробуем определить, чем отличается младший школьник от дошкольника, каково психологическое содержание кризиса семи лет. Помимо того, что это поможет нам разобраться со спецификой младшего школьного возраста, это также может служить практическим пособием для учителей, которым приходится работать с детьми, психологически не готовыми к школе, но приходящими туда учиться.

Один из известных отечественных психологов описывает кризис семи лет, венчающий дошкольный период развития и начинающий младший школьный возраст, с помощью следующего примера. Мальчик с врожденным вывихом бедра, увидев в окно, как мальчишки играют в футбол, начинает проситься на улицу. Его мама напоминает, что вчера было то же самое, что он прибежал домой в слезах, что он говорил, что больше никогда не будет играть в эту противную игру с этими противными мальчишками. Однако мальчик уверяет ее, что это было вчера, что сегодня все будет по-другому.

Но не проходит и десяти минут, как мальчик с громкими рыданиями возвращается домой. (Его либо не приняли в игру, либо приняли, но у него не получается так быстро бегать и бить по мячу, как у его сверстников, и в конечном счете его выгоняют из игры.) "Это плохая игра, я никогда не буду в нее играть и мальчишки тоже злые и нехорошие. Сами меня попросят, но я с ними больше играть не буду", – говорит он сквозь слезы. Однако на следующий день, а иногда даже и в этот же самый ребенок вновь просится на улицу, искренне веря в то, что в этот раз все будет по-другому.

Вот какую характеристику дошкольного возраста дает Л.С. Выготский, объясняя, что дошкольники непосредственны, что они не управляют своими эмоциями, что у них еще нет "обобщения переживания". Однако, продолжает свой пример Л.С. Выготский, спустя некоторое время мать замечает, что ребенок больше не просится на улицу. На ее предложение пойти погулять ребенок отвечает, что он вообще не любит гулять и что ему гораздо интереснее и приятнее посидеть дома и почитать книгу или сделать что-то другое. По словам Л.С. Выготского, этот ребенок прошел кризис семи лет. Он научился обобщать свои эмоции. У него, как писал ученик Л.С. Выготского замечательный детский психолог А.В. Запорожец, возникли предвосхищающие эмоции.

Итак, младший школьник отличается от дошкольника (и в этом, кстати, и есть суть проблемы психологической готовности детей к школьному обучению) тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, как в случае с хромым мальчиком, то он научается намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций.

Рассказывая о психологическом содержании кризиса семи лет, еще один известный детский психолог Д.Б. Эльконин ссылался на аналогичный пример. Отец научил шестилетнего сына играть в шашки. Однако их совместные игры всегда кончались одинаково: папа выигрывал, а ребенок проигрывал. При этом мальчик обижался и плакал, часто говоря, что больше никогда не будет играть в шашки, что папа жульничает и только поэтому выигрывает и т.п. Но на следующий вечер, встречая папу с работы, мальчик стоял в прихожей с шашками, уверяя, что теперь он обязательно выиграет, а если и проиграет, то расстраиваться не будет. Однако весь сценарий повторялся полностью. Через некоторое время отец вдруг осознал, что ребенок перестал приставать к нему с игрой в шашки. Считая, что мальчик сильно травмирован, он предложил ему сыграть в шашки, пообещав, что на этот раз выиграет ребенок. Ответ мальчика ошеломил отца: "Нет, я лучше пойду поиграю с соседским Вовкой. Он играет хуже меня".

Итак, вот еще один яркий пример того, что происходит с ребенком, когда он психологически становится младшим школьником. Во-первых, он начинает осознавать свои эмоции, во-вторых, он учится ими управлять, и, наконец, он приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций и одновременно продуцировать ситуации, которые имеют положительный характер (в данном случае – играть в шашки с соседским мальчиком).

Закономерно возникает вопрос: зачем все эти приобретения младшему школьнику? Что они дают ребенку в плане его психологической готовности к школьному обучению? Краткий ответ на этот вопрос может звучать следующим образом: "обобщение переживания" и возникающая вследствие этого "интеллектуализация аффекта" (то есть способность привнести свой смысл в эмоции) и есть та основа, на базе которой ребенок научается учиться.

Для того чтобы лучше понять данный тезис, приведем еще один небольшой пример. Два брата едят за столом. При этом мама замечает, что один явно ест медленнее, и это может привести к тому, что они опоздают в театр. Желая ускорить данный процесс, она предлагает соревнование – кто первый съест картошку. Однако вскоре замечает, что и второй ребенок не только не старается обогнать своего брата, а, наоборот, начал есть медленнее. На недоуменный вопрос мамы, что происходит, один из детей объясняет: «А мы едим на "медельки" (то есть кто медленнее)». Это пример интеллектуализации аффекта.

Вряд ли кто-то из читателей не встречался со случаем, когда, к примеру, проигравший ребенок говорит: "А я нарочно поддался", – или нарисовавший (слепивший и т.п.) что-то несуразное малыш объясняет, что именно так он и хотел сделать.
Для того чтобы понять, что эти способности – обобщение переживания и интеллектуализация аффекта – дают младшему школьнику, необходимо подробно остановиться на классической проблеме психологии и педагогики – преемственности дошкольного и младшего школьного обучения.

 


 

Психологические особенности детей младшего школьного возраста


Младшие школьники в отличие от дошкольников действовали по-другому. Они концентрировали свое внимание не на кукле и бабушкином домике, а на кнопках. Некоторые из них даже просили временно убрать лабиринт. Они учились двигать куклу с помощью кнопок. Зато после этого дети легко справлялись с любым лабиринтом, который им предлагали.

Особенности поведения дошкольников, которым было важно довести куклу до бабушки, то есть достичь цели, Д.Б. Эльконин связывал с практической позицией, а вот способность обращать внимание на способ деятельности, по его мнению, свидетельствует о теоретической позиции, впервые появляющейся только у младших школьников.
Каковы истоки этой позиции? Почему одни младшие школьники имеют ее, а другие, как и дети-дошкольники, являются практиками и стараются всеми правдами и неправдами подогнать решение задачи под ответ, делают работы над ошибками и тут же снова их совершают и т.п.?


Для ответа на эти вопросы еще раз вернемся к содержанию предыдущей лекции, где мы обсуждали взаимодействие игры и обучения в младшем школьном возрасте. Анализируя развитие игровой деятельности, мы подчеркивали, что игра вербализуется и превращается в некоторый текст. При этом, как следует из данных возрастной психологии, игру в таком виде уже можно использовать в качестве средства обучения. Так, мы указали, как игру-разговор двух подружек можно использовать для обучения математическим понятиям величины и мерки, как через игру научить детей пользоваться часами, как с помощью игры можно научить ребенка писать и читать письменный текст и т.п. Во всех этих случаях взрослый ставит учебную проблему (задачу), решение которой возможно лишь в том случае, если ребенок реализует позицию теоретика, то есть обращает внимание на способ действия.


Для дошкольника не важно, сколько метров «ткани» он «дал» покупателю,– он «как будто отмерил». Для него основными в игре являются отношения продавца и покупателя. Для младшего школьника эти отношения как бы выносятся за скобки. Он их понимает и имеет в виду. Вместе с тем главным для него становится тот способ, с помощью которого общаются продавец и покупатель, – точное количество ткани, правильно подсчитанные сдача и сумма за покупку и т.п.

Становлению теоретической позиции младшего школьника способствует характер тех игр, которые дети этого возраста реализуют в свободное время. В них наряду с условностью, свойственной играм дошкольников, появляется некоторый реальный результат. Например, в любимой многими младшими школьниками игре в фанты эти фанты нужно реально посчитать, надо не «как будто», а по-настоящему выполнять те или иные правила. При игре «в почту» надо по-настоящему прочесть или написать, кому адресовано письмо, и т.п. При этом дети могут использовать и свои знания – например, ребенок знает, как пишется его имя, и учится в процессе игры у взрослых или более умелых сверстников, как написать имя адресата. В любом случае ребенка иногда помимо игровых отношений, а иногда и вместо них, начинает занимать и интересовать способ выполнения той или иной деятельности. Мне приходилось несколько раз сталкиваться с младшими школьниками, которые писали поздравление маме... с ее помощью. При этом сначала они просили помочь в написании какого-то слова или справлялись о той или иной букве, а затем торжественно дарили маме письменное поздравление.

Для становления и развития теоретической позиции младшего школьника очень важна игра с правилами. Мы уже неоднократно подчеркивали, что эта игра является наиболее сензитивной для младших школьников. Помимо того что в игре с правилами на первый план выдвигаются правила, этот вид игры имеет еще две очень важные характеристики.

Игра с правилами в отличие от других видов игр имеет специальный подготовительный этап. Если проанализировать, как дети начинают играть в самые первые виды игр, то легко увидеть, что игровая деятельность часто возникает спонтанно. Например, малыш манипулирует с папиным ремнем (конечно, если у него нет отрицатального опыта, связанного с ним), и вдруг он становится змеей или поездом, который едет к морю. Или собралась компания детей, и они договариваются (иногда далеко не сразу), что будут играть «в больницу», и тут же начинают игру, иногда даже роли распределяя в процессе самой игры. Совсем по-другому обстоит дело с игрой по правилам. Дети решают играть в классики и в первую очередь выясняют, как они будут играть: например, если кто-нибудь попал битой на черту, то он будет начинать сначала или может продолжать в зависимости от того, на каком ходе раньше он сделал ошибку. Или, например, популярная в младшем школьном возрасте игра в «колдунчики», которая перед своим началом также требует обсуждения и договора, кто может «расколдовать» «заколдованного» ребенка, а кто нет, может ли «колдун» колдовать в домике, как можно обозначить домик и т.п. Во всех этих случаях имеется особый подготовительный этап к самой игре. При этом важно отметить две вещи. Во-первых, на этом этапе ребенок направлен на способ игровой деятельности, то есть реализует теоретическую позицию. Во-вторых, сама эта деятельность по освоению способа по своим характеристикам очень похожа на учебную деятельность – ведущую деятельность младшего школьника.

Другой характеристикой игр с правилами, имеющей непосредственной значение для становления и развития теоретической позиции, является то, что способы их реализации выделяются ребенком в самостоятельную деятельность.
Например, очень популярными для младших школьников являются игры с мячом. Что делает мальчик, который любит играть в футбол, когда у него нет компании? Он начинает тренироваться в попадании в ворота или начинает пробовать вести мяч не по прямой линии, а по некоторой замысловатой синусоиде. Это можно отнести и не к одному ребенку, а даже к небольшой компании, когда играют два-три мальчика. Они не играют в футбол – они учатся или совершествуют технику, или тренируются способам действия в этой весьма популярной игре.

Аналогичный пример можно привести и с девочками. Есть такая старая игра в «десяточки», когда играющий должен выполнить определенные упражнения с мячом, постепенно увеличивая или уменьшая их количество. Если понаблюдать за детьми, то можно увидеть, что утром (или, наоборот, вечером) дети играют вместе, а в другое время девочки, как правило индивидуально, начинают отрабатывать самые сложные упражнения. Во всех этих и аналогичных случаях ребенок выделяет способ из игровой деятельности и делает его предметом своей активности.

ля того чтобы понять, что дает теоретическая позиция младшим школьникам, обратимся к одному психологическому исследованию. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов просили научить взрослого складывать лодочку из бумаги. При этом необходимо отметить, что перед началом эксперимента взрослый убеждался, что все дети владеют этой несложной системой операций, то есть умеют складывать лодочку. Однако с заданием научить этому взрослого справились далеко не все дети. Одна группа детей с упоением складывала лодочку, не обращая внимания на взрослого и его действия. Другие дети сначала вели себя аналогичным образом, но затем, видя, что взрослый (намеренно) делал неправильно, старались объяснить свои действия. При этом часто их объяснения сводились к следующему: «Вот смотри, делай как я». При этом они старались в отличие от детей первой группы делать свою лодочку помедленнее.
Дети третьей группы уже могли ситуативно объяснять свои действия взрослому и даже иногда пытались (правда, отдельно от взрослого) исправить что-то в его поделке.

Лишь небольшая часть младших школьников оказалась способной рефлексировать свои действия и делать их демонстративными. При этом именно эти дети обращали внимание на способ деятельности. Обнаружилось, что лишь дети последней группы личностно готовы к формированию у них полноценной учебной деятельности. Эта способность была непосредственно связана с наличием у детей теоретической позиции. По результатам этого исследования психологи сделали парадоксальный вывод, который заключается в том, что способность учиться непосредственно связана и зиждется на способности учить других.

Итак, теоретическая позиция и все ее предпосылки и истоки возникают в конце старшего дошкольного – начале младшего школьного возрастов. Что происходит с ней на протяжении младшего школьного периода развития?
Первое, что хочется сказать при ответе на этот вопрос: «Ничего», – если не строить психологически адекватное обучение младших школьников. К большому сожалению, нередко это так и бывает. Более того, если у ребенка к началу обучения в школе теоретическая позиция так и не сложилась, то она у большинства учащихся так и не складывается. Дети бывают озабочены тем, сколько у них пятерок, сходится ли у них ответ задачи с учебником, то есть решают учебные проблемы с помощью алгоритмов, а не в подлинной учебной деятельности.
Дети, у которых теоретическая позиция была сформирована к началу обучения в школе, но не претерпела изменений, испытывают проблемы и трудности в средней школе, так как этот образовательный этап предполагает сформированную учебную деятельность или умение детей учиться.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что основной задачей начальной школы является обучение детей умению учиться. При этом он особое внимание придавал частице «-ся», которая показывает, что ребенок должен уметь учить себя. Для этого необходимо не просто обращать внимание на способ, но уметь его структурировать в зависимости от целей и задач деятельности. Выделение в способе главного и второстепенного является основой для возникновения психологической базы для последующего мышления в научных понятиях.

Помимо этого, умение выделять способ к концу начальной школы касается не только и не столько собственной деятельности ребенка, сколько деятельности других людей. Эта способность открывает детям возможность перейти к другому, более высокому способу обучения, где реактивное обучение уже не надо будет каждый раз трансформировать в спонтанное.

В этом случае теоретическая позиция младших школьников обеспечивает переход в подростковый период развития и становится основой для формирования у них понятийного мышления.
Условия развития теоретической позиции в младшем школьном возрасте непосредственно связаны с использованием большого числа разнообразных игр с правилами, где, с одной стороны, одни и те же правила могут быть использованы в разных видах игр и, с другой стороны, одна и та же игра может быть реализована с помощью разных правил. Помимо этого, развитию теоретической позиции будет способствовать личностно ориентированное обучение младших школьников.

 

Дошкольник становится школьником


Итак, мозг первоклассника еще незрел, и поэтому его восприятие, мышление, память, эмоции организуются по другим законам, а значит, мы с вами не всегда способны понять своего ребенка. Мы по-разному чувствуем, видим, слышим, осязаем. Но каждый из нас всегда сравнивает ребенка или любого другого человека с самим собой. У нас нет другого критерия. Нам кажется, если я вижу, то и он видит, я понимаю – значит, и он должен понимать, мне так легче – значит, и ему должно быть легче, когда он что-то делает именно так, а не иначе. Но возьмем такой пример: ребенок пишет в тетради палочки. Мы с вами видим – палочки неровные, наклон разный. А он это видит? Оказывается, не всегда. Исследователи доказали, что только в четыре года ребенок начинает четко чувствовать параллельность вертикальных линий, в пять лет – горизонтальных и только в шесть лет – наклонных. Но ведь шесть лет – это по биологическому возрасту, а не по паспортному. Когда ребенок устает, он как бы спускается на одну возрастную ступеньку ниже. И что мы видим? Вот он старательно написал почти целую строчку ровных палочек, а несколько последних получились кривыми. Мы опять сердимся: «Ты что, не видишь, что палочки кривые? Ты не стараешься, ты спешишь!» А он очень старается, но он устал и уже не видит, что палочки неровные.

Нам бывает трудно понять нашего ребенка, потому что мы живем как бы в разных мирах. Каждый из нас на основе своего опыта строит свою модель мира и, в определенной степени, оберегает ее от изменений. Было бы трудно жить, если бы наша модель мира ежеминутно менялась. Новые знания, события, чувства, мотивы, конечно, несколько трансформируют такую модель, но для этого должны быть очень веские основания. Нам нужен незыблемый фундамент, основа, остов, на котором мы можем надстраивать новые знания.

У ребенка тоже должен быть такой фундамент. Ему тем более трудно жить в беспорядочно трансформирующемся мире, и он особым образом усваивает законы построения мира, в котором живет. Но модели мира у нас и у детей разные. Мы отсекли от своей модели ненужные детали, разбили весь мир на блоки, присвоили каждому название. А у ребенка мир целостный, без промежутков и швов. Мы воспринимаем только то, на что настроены. Все остальное мозг фильтрует и не допускает в сознание. А у детей фильтр иной. Приведу такой пример. Как вы думаете, к одному прибавить один – всегда будет два? Большинство взрослых отвечает утвердительно. Теперь представьте себе такую картину: одна капля воды и еще одна капля воды – будет одна капля воды, но большая. Разве вы не знали, что две капли воды сливаются в одну? Знали. Но мы с вами негласно условились капли воды и тому подобное не считать. А ребенок тоже с нами принимал такое условие? Конечно, нет. Он знает, что может быть и такое: 1 + 1 = 1. Он это много раз видел. А мы требуем принять на веру: один плюс один всегда два. Мы видим мир таким, каким его принято видеть, а ребенок таким, какой он есть на самом деле. Отсюда часто возникает непонимание.

Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. Это мы наблюдаем даже у животных. Специалисты долго не могли понять, почему детеныши обезьян, которые потеряли мать, часто гибнут. Их кормили, поили, в клетке было тепло. Чего же им не хватает? И вот в одну клетку поставили «железную маму»: цилиндр, на котором были сделаны как бы соски с молоком. В другую клетку поставили такой же цилиндр, но без молока, зато он был обтянут мягким мехом. Обезьянки с железной мамой по-прежнему болели, а с мягкой мамой повеселели и начали нормально развиваться. Что же им было нужно? В случае опасности, реальной или мнимой, они могли прижаться к «маме» и чувствовать себя защищенными. И наши дети в трудную минуту должны иметь возможность прижаться к маме. Это важно для их здоровья: и физического, и психического. Что бы ребенок ни натворил, как бы вас ни огорчил – не отталкивайте его. Один известный американский детский хирург сказал, что для нормального развития ребенку нужно двенадцать объятий в день, а для того, чтобы просто существовать, – четыре.

А если этого нет? Тогда возникает так называемая «выученная беспомощность». Доказано, что если мама в первые месяцы жизни ребенка не научится по-разному реагировать на разные виды его плача, то, когда он вырастет, у него могут быть трудности в общении. А если мама не подходит к плачущему ребенку? Если ребенок старается в школе, но что-то не получается, а мама-папа ругают, учительница сердится? Тогда ребенок может начать болеть. Стресс, связанный с чувством выученной беспомощности, резко снижает иммунитет. Мама удивляется: «Все здоровы, а мой то и дело болеет. И так в школе проблемы, а он еще и пропускает занятия. Почему?» А потому, что у него ни дома, ни в школе нет чувства защищенности, отсюда возникает разрушительное чувство выученной беспомощности.

Маленькие дети не бывают ленивыми. На их лень мы списываем свои педагогические ошибки. Если вам кажется, что ребенок ленив, то скорее всего ваши требования превышают его возможности. Ребенок – это вечный экспериментатор. Ему все интересно, он все хочет знать. Но хотеть знать и хотеть учиться – это не одно и то же. Не надо обольщаться: ребенок идет в школу не для того, чтобы учиться. Шестилетний ребенок еще не может ставить познавательных целей. Он идет в школу, потому что купят красивую школьную сумку или рюкзак, потому что днем спать не надо, потому что «надоело в детском саду», потому что я буду школьником, потому что мама деньги будет давать на обед. Если ребенок говорит, что хочет учиться, скорее всего он просто повторяет слова взрослых.

Шестилетки отличаются тем, что не умеют проигрывать, то есть для них непереносимо знать, что они слабые, неумелые, плохие. Психологи проводили такой эксперимент. Они показывали шестилетним и семилетним детям одни и те же картинки. На одной был нарисован мальчик, который пытается поднять ведро и не может. У детей спрашивали, почему мальчик не может поднять ведро. Семилетние отвечали: «Потому что мальчик слабый», – а шестилетние: «Потому что ведро тяжелое». Поэтому не удивляйтесь, если ваш первоклассник во всех своих промахах будет обвинять кого и что угодно, но не себя: «Меня Сашка толкнул, у меня ручка плохая». Не надо делать из такого поведения ребенка трагедию. Не судите его с позиции взрослого. Мягко объясните, что Сашка тут скорее всего ни при чем, но не переусердствуйте.

Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Если его оценка совпадает с вашей, то все в порядке. Если же ему нравится, а вам нет, то у ребенка два выхода. Первый – как бы не замечать вашей оценки. Вы говорите «плохо», а он, как не слышит. Нам это кажется проявлением плохого поведения, неуважением к нам. А на самом деле это тот выход, который дает возможность ребенку сохранить себя. Второй выход – поверить вашей плохой оценке его труда, а значит, признаться, что он «плохой». Такая ситуация очень тяжело переживается ребенком, так как он не умеет проигрывать. Это ранит его психику и очень тяжело преодолевается. Именно поэтому будьте осторожны, оценивая работу своего первоклассника или своей первоклассницы. Это не значит, что их всегда нужно только хвалить. Но если вы говорите ребенку, что он что-то сделал плохо, вы должны дать ему почувствовать, что оцениваете только его работу, а не его личность. Он должен чувствовать, что даже когда вы его ругаете, вы все равно его любите. Нет таких ситуаций, нет таких проступков, за которые родные люди могут сказать ребенку: «Я тебя не люблю». Если вам дорог ребенок, его здоровье, будущее, на фразы такого типа должен быть наложен категорический запрет. И еще один важный момент. В силу незрелости мозга ваш ребенок еще очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать. Подшучивать над ним надо очень осторожно. С одной стороны, чувство юмора надо развивать, но не обижая ребенка, не травмируя его психику.

Когда мы говорим о развитии мозга, очень важно понимать, что у человека эволюция мозга закончилась на этапе кроманьонца. Это значит, что все, что отличает нас от кроманьонца: особенности нашей психики и функциональной (а не анатомической) организации нашего мозга, – зависит от того, в какую среду попал ребенок, кто и как его учит и воспитывает. То есть мозг ребенка развивает взрослый человек. Без человеческого общества он никогда не станет Человеком. Вы, уважаемые родители, развиваете мозг своего сына или своей дочки.

В жизни ребенок постоянно включается в решение задач, которые ему пока не по силам. Получилось – хорошо, не получилось – тоже не страшно, так как в этом случае все равно идет развитие мозга и психики, хотя мы этого и не замечаем, а видим только одно – не получилось. Ребенок на то и ребенок, чтобы чего-то не знать и не уметь. И, пока он совсем маленький, мы умиляемся его ошибкам и промахам, его неумелости. И это нормально.

Но вот ребенок пошел в школу. Конечно, он будет продолжать делать ошибки и с чем-то не справляться. Обучение идет через ошибки. Они корректируют путь развития, они необходимы. Но очень часто получается так, что мы перестаем умиляться и начинаем сердиться. Почему? Что он такого сделал? Отсчитал не то количество клеточек, написал не ту букву, неправильно прочитал слово? Мы говорим – невнимательный. А кто сказал, что ребенок должен быть таким же внимательным, как взрослый? Что такое концентрация внимания? Это прожектор, который из всей картины мира выхватывает небольшой кусочек и рассматривает только его. Мы, взрослые, уже можем себе это позволить, так как мы уже сформировали целостную картину мира. А ребенок нет. Если бы у него была такая же, как у нас, высокая концентрация внимания, мир рассыпался бы на куски. Целостная модель мира у него еще только формируется. Это не значит, что шестилетка вообще не способен концентрировать внимание, но эта способность у него значительно слабее нашей.

Итак, ребенок делает ошибки и не может их не делать. Мы, конечно, должны помочь ему увидеть эти ошибки и исправить их, но при этом важно не превратиться из любящего родителя в злобного цензора. На наш взгляд, один из самых страшных пороков обучения первоклассников – это воспитание боязни ошибки. Если ребенок панически боится ошибиться, он не ищет закономерностей, не пробует, не экспериментирует. Боязнь ошибки порождает трусость мысли. Ребенок перестает думать, размышлять, анализировать, сопоставлять – он только вспоминает. Он мучительно вспоминает то, что говорил учитель или мама, что написано в учебнике. Полученные таким образом знания не встраиваются в целостное мирознание, а слабо держатся в памяти несвязанными кусками. А это значит: ответил и забыл. Или: на уроке типовые задачи решаю, а в жизни применить свои знания не могу. Тогда зачем нам такие знания? Ради пятерки в дневнике, которой можно похвастаться перед родственниками и друзьями и сказать заветное: «Мой-то – отличник!»

А если он не станет отличником? Если он постоянно делает ошибки? Совет один: терпение, терпение, терпение. Стыдно демонстрировать ребенку свое превосходство над ним. На его фоне вы, конечно, умнее, вы правильно считаете клеточки и знаете, что «корова» пишется через «о». А что будет, когда он вырастет, а вы состаритесь, и память начнет вас подводить? Вы хотите, чтобы он тогда раздражался и сердился, как вы сейчас, и подчеркивал свое превосходство?

Итак, при первых школьных трудностях надо решить для себя главное: вы на стороне ребенка против его трудностей, или вы сторонний наблюдатель, или вы обличитель, а значит, на стороне трудностей и против ребенка? Какова ваша цель: уличить в незнании и неумении или помочь научиться? Важно сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научится читать, писать и считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо. А вот если уже в начальной школе у ребенка возникнет отвращение к учению – это беда.

Ребенок многое чувствует тоньше нас, но не может нам рассказать об этом. Почему? Для ответа на этот вопрос придется немного поговорить о том, как устроен мозг человека, и об отличиях в функциональной организации мозга взрослого и ребенка. У нас с вами два полушария. Правое принимает основную информацию от левой стороны тела: левой руки, ноги, глаза, уха, кожи и мышц слева. Левое от правой стороны: правой руки, ноги и так далее. Но главное, что эти два полушария, которые, казалось бы, должны быть симметричными, перерабатывают информацию по разным принципам. Правое – целостно, во всем объеме конкретных ее проявлений и индивидуальных особенностей. Оно создает тот самый целостный фундамент, без которого невозможен тонкий анализ деталей. Оно позволяет нам видеть мир панорамно. В нем преобладают длинные нервные пути, которые связывают между собой далеко отстоящие зоны мозга, разные по своим функциям. Левое полушарие дробит информацию, членит ее, разбивает на блоки, отбрасывает конкретику и нюансы, а значит, классифицирует. В нем преобладают короткие нервные пути, соединяющие ближайшие точки мозга внутри одной функциональной зоны. Это создает возможность для точного анализа, более точного управления движениями (вот почему правая рука у большинства людей более искусна). Только в левом полушарии у человека есть центры речи. Почему они возникли именно в левом полушарии? Потому что «слово изреченное есть ложь». Любое слово классифицирует, отбрасывает конкретные характеристики, нюансы, сиюминутные отличия. Левое полушарие структурирует информацию, выстраивает причинно-следственные цепочки.

Но у нас один единый мозг, единое сознание. Это достигается тем, что полушария соединяются мощными пучками нервов, что позволяет им обмениваться информацией и результатами ее переработки, а также координировать движения правой и левой стороны тела.

Индивидуально у одних из нас относительно более активным является левое полушарие. Такие люди чаще бывают «технарями» (но не обязательно получают именно техническую специальность). Они последовательны, четко формулируют свои мысли, способны к скрупулезному анализу и детализации, но «за деревьями могут не увидеть леса», не всегда схватывают целостно, могут не увидеть главного. У других относительно активнее правое полушарие. Это «образники», которые мыслят целостно, панорамно, за морем деталей, фактов способны увидеть главное, что их объединяет. Они не всегда четко формулируют свою мысль, могут быть импульсивны и несколько сумбурны, зато не жонглируют словами попусту.

Какое же полушарие преобладает у ребенка? Конечно, еще до рождения начинают работать оба полушария, но, чем младше ребенок, тем он как бы более правополушарен. Это относится и к тем, кто с возрастом станет выраженным правополушарником, и к будущим левополушарникам. Сначала надо построить целостный фундамент мира, схватить принцип, а потом уже разбираться с деталями. Иначе не выжить. Кроме того, у детей, особенно у мальчиков, пучок нервов, соединяющий два полушария, непропорционально мал, то есть у детей обмен информацией между полушариями, по сравнению со взрослыми, затруднен. По-видимому, природа не зря так устроила. Если бы у маленького ребенка с еще формирующейся функциональной асимметрией мозга была бы мощная связь между полушариями, трудно было бы сформировать специализацию правого и левого полушарий.

Как же особенности мозга ребенка сказываются на процессе школьного обучения? Ребенок воспринимает мир целостно, и ему очень трудно дробить целое на части, например, целое слово на корень, суффикс, окончание, приставку. Ему трудно оперировать с абстрактными, то есть не имеющими конкретного смысла, категориями. Наши условные обозначения и условные договоренности могут быть для него трудны. Конечно, к шести годам дети уже играют в игры, в которых реальный предмет заменяется его условным заместителем (вместо ножа щепочка, вместо тарелки листик, вместо лошади стул), но он все же хоть чем-то похож на свой прототип.

Восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого, так как правое полушарие у него лидирует, а в этом полушарии тесно связаны между собой, например, зрительная и слуховая зоны мозга. В результате у ребенка слова могут иметь цвет и текстуру. Отдельные звуки или целые слова могут быть красными или синими, гладкими или шершавыми, мягкими или колючими, холодными или теплыми. И это зависит не от смысла слова, а от его звучания. Поэтому те цвета, которые мы выбираем для условных обозначений, могут казаться ребенку «неправильными», он видит их в другом цвете. Ему может не нравиться какое-то окончание, «потому что оно соленое». Если ваш ребенок говорит нечто подобное, не торопитесь обвинять его в глупости. У него есть то видение мира, которое многие из нас уже потеряли, – синестетическими образами.
И запоминает он не так, как мы. Мы чаще храним информацию в памяти по рубрикам, как в библиотеке, а он по синестетическим образам и эмоциональным меткам. Нам, чтобы извлечь из памяти, надо отнести искомое к определенной категории, а ему – к определенной ситуации или образному семантическому полю. Механическая память у многих детей тоже хорошо развита, но, если опираться только на нее, пятерки, возможно, будут, а вот знания, которые можно использовать в любой нестандартной ситуации, – вряд ли.

Какие еще трудности могут подстерегать некоторых первоклассников? Об элементах зеркального письма мы уже немного говорили (на самом деле есть семь видов зеркального письма, мы говорили только об одном: реверсии формы). Но есть еще и зеркальное чтение. Некоторые дети читают, особенно короткие слова, в другую сторону: вместо «от» – «то», вместо «сон» – «нос». В чем дело? Давайте разбираться. В русском языке слова читаются и пишутся слева направо. Это направление врожденное? Конечно, нет. Иначе более миллиарда людей на Земле не читало бы справа налево. Но почему же одни дети испытывают подобные трудности, а других сия чаша миновала?

Оказывается, существует индивидуальное предпочтение направлений. Если ваш ребенок предпочитает считывать зрительную информацию справа налево, то не исключено, что и читать он попытается так же. Как это проверить? Предложите ребенку картинки, на которых в один горизонтальный ряд расположено несколько предметов или животных, и попросите их назвать. Если он всегда начинает называние с самой левой картинки, скорее всего трудности зеркального чтения ему не грозят. А если всегда начинает с правой? По большому счету, такой ребенок ничем не хуже по интеллектуальному развитию, но скорее всего в период обучения чтению на русском языке он испытает некоторые трудности. У одних детей они мимолетны, а другим предстоит тяжелый период перестраивания своих предпочтений, а это не только психологическая, но и нейропсихологическая перестройка. Если бы этот ребенок учился читать по-арабски или, например, на иврите, он, наверное, был бы самым успешным.

Итак, подобные трудности связаны с особенностями функциональной организации мозга, поэтому винить ребенка за «неправильное» чтение безнравственно. И, несмотря на то что у вас самих в детстве таких проблем могло не быть, именно от своих родителей он получил такой тип мозга. Вы ведь передаете ему по наследству не только те признаки, которые проявились у вас, но и те, которые получили от своих родителей или более далеких предков (может, даже от прапрапрабабушек и прапрапрадедушек), но они хранились в скрытом виде в генетическом коде. Так кто виноват? И вообще, вина ли это? Если все наши достоинства имеют и обратную сторону, превращаясь в какие-то недостатки, то и наши недостатки могут оказаться оборотной стороной наших достоинств. Возможно, в первом классе эти особенности организации мозга мешают ребенку успешно учиться, а вот когда он вырастет, позволят ему увидеть, почувствовать и совершить то, что не дано его более успешным одноклассникам.

Может быть, у вас сложилось впечатление, что я призываю отпустить ребенка плыть по воле волн и ни во что не вмешиваться. Конечно, это не так. Но педагогика такая тонкая наука, что приходится все время идти, словно по канату. А родитель – это первый педагог. И здесь нужно не только знать педагогические приемы, но и чувствовать своего ребенка. Не торопитесь обличать его и награждать обидными словами: лентяй, невнимательный, неряха, тормоз, тупой, весь в… (отца, мать, деда и т.д.). Попытайтесь встать на его место, посмотреть его глазами, пережить его чувствами, понять его трудности. Вы же не перестанете любить его только из-за того, что он вместо «о» в который раз написал «а». Он не перестанет быть вашим любимым сыном, а она дорогой дочуркой. Постарайтесь и вы остаться любимыми и самыми-самыми лучшими в мире родителями для своих первоклассников и первоклассниц.

 

Чтобы ребенок был успешен. Подготовка к школе

Способность концентрировать свое внимание

Многие родители знают, что маленький ребенок не способен выполнять свои школьные задания или обязанности по дому в течение длительного времени, он не может долго концентрировать свое внимание при выполнении домашних заданий. Это не повод для волнений и не в коем случае нельзя пытаться найти в этом состоянии какие-либо у ребенка отклонения. Такие проблемы в этом возрасте совершенно естественны. Многие родители волнуются по поводу неспособности ребенка усидеть на одном месте, не вставая и не отвлекаясь на какой-нибудь интересующий его предмет, все это препятствует нормальному усвоению школьных занятий, выработки усидчивости и работоспособности.

Часто этого легко можно избежать. Причиной могут служить чрезмерные физические и умственные нагрузки на ребенка, возможно, он не достаточно спит или отдыхает, у него могут быть стрессовые ситуации в течение дня.

 

 

Развитие речи

Родители также могут способствовать развитию речи своих детей, правильно произнося слова, открывая все многообразие языковых возможностей. Обязательно исправляйте у ребенка неправильное произношение и ошибки речи.

Навыки разговорной речи, которыми должен обладать ребенок перед поступлением в школу:

1. Правильно произносить знакомые ему слова.

2. Говорить свободно, бегло, четко проговаривая все слова. В зависимости от ситуации он должен уметь говорить громче или тише.

3. Уметь выражать свои мысли в кратких связных предложениях и рассказывать небольшие истории.

4. Уметь отвечать на простые вопросы, касающиеся содержания прочитанной сказки или рассказа, просмотренного детского фильма.

5. Уметь самостоятельно формулировать вопросы, если ему что-то непонятно.

6. Знать наизусть небольшие стихотворения, уметь правильно расставлять акценты в предложении.

Не следует беспокоиться, если ребенок овладел еще не всеми из перечисленных навыков устной речи. Все, что он еще не умеет или не знает, он познает в школе.

Как научить ребенка слушать

Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:

  • Ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).

  • Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения ) - аудио кассеты.

  • Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно, какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.

  • Если ребенку тяжело слушать, он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.

Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио.

Справка для умных родителей

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться?

Очевидно, что это не так.

Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому, к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.

Помните, на момент поступления ребенка в школу важно, чтобы он обладал достаточной психологической зрелостью, чтобы смог учиться в школе.

Готов ли ребенок к школе?

Вопросы для родителей

  • Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  • Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  • Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

 

  • Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

  • Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

  • Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

  • Умеет ли он изменять существительные по числам?

  • Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

  • Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

  • Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

  • Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

  • Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

  • Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

  • Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

  • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

  • Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

  • Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

  • Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Чем больше ответов "Да", тем подготовленнее к школе ребенок.

 

 

Ваш ребенок - ученик

 

1. Самое первое и основное, на что родители должны направлять внимание, - воспитание в ребенке чувства ответственности за то, что он делает. Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни.

2. Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка.

4. Не запугивайте ребенка. Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки.Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.

5. Не ругайте ребенка за плохие отметки. Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся.Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка.

6. Найдите способ заинтересовать ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость. Мы должны заинтересовать ребенка учебой. Очень полезно беседовать с ним, как с равным, как бы советуясь.Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание. Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен, и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям.Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа "бестолочь". А то ведь он вам может поверить.

7. Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению. О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры "в компьютер" знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую и любимую практически всеми детьми часть нашей жизни способом поощрения за успехи и достижения. Тем более что обязанности школьника требуют много сил, времени и здоровья.

8. Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество "ученик", необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка ("ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьезные обязанности"). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на "взросление". А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в компетенции каждого родителя), но все же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику "подрасти" в своем мироощущении, почувствовать себя старше.

9. У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место - письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом - учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены - правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.

10. Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с учебой, поведением

Важно помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий.

Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут.

Воспитание в младшем школьном возрасте

 

Наряду со всеми другими стимулами для них очень важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что он правильно выполнил то или иное задание.

Почаще говорите своему ребенку, что вы его любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться хороших результатов в учебе.

Имейте веру в вашего ребенка

 Иметь веру в детей не означает, что вы должны верить, что они всегда будут поступать правильно. Это означает принимать детей такими, какие они есть. Это значит, что они будут действовать соответственно своему возрасту в большинстве случаев - то есть что не всегда они будут готовить еду и стричь лужайку, как обещали. Вместо того чтобы расстраиваться по этому поводу и действовать неуважительно по отношению к ним, мы можем предвидеть это и использовать для мотиваций более приемлемые методы.

Вера в детей не означает, что они готовы к самостоятельности. Им все еще необходимы ваша любовь, поддержка и помощь в обучении жизненным навыкам.

Если мы верим, нам не нужно контролировать и наказывать их. Это дает нам терпение воспитывать их, применяя методы доверия, такие, как совместное решение проблемы, доведение дела до конца, семейные советы. Задавая им вопросы "что, как и почему?", мы помогаем детям учиться на своих ошибках. Наличие веры включает в себя прогнозирование предстоящей перспективы и знание того, что дети очень сильно меняются, что они не собираются остаться такими навсегда.

Вспомните все ошибки, которые вы совершили, будучи ребенком, включая те, о которых вы не хотели, чтобы узнали ваши родители. Разве вы не изменились к лучшему? Разве вы сейчас не ответственный и серьезный человек?

Вера в детей означает, что с вашей любовью, поддержкой и жизненным опытом, который вы им передаете, они тоже вырастут ответственными людьми.

 

Особое время вместе

 

 

Детям необходимо время, чтобы побыть с каждым из родителей отдельно. Когда они еще малы, очень важно проводить немного времени один на один с вашими детьми.

Когда они становятся старше, особое время может стать одним из пунктов распорядка дня. Если другие дети будут мешать, объясните и попросите выйти.

Также спонтанно играйте с детьми. Возитесь на полу, ходите в парк, готовьте вместе пищу или играйте в игры - все что захотите. Важно, чтобы время проходило весело. Пусть у них останутся воспоминания о приятно проведенном времени вместо одних серьезных мероприятий. Семейное веселье не занимает много времени и не требует большой суммы денег. Все, что нужно, - это желание и игривое настроение.

Многие проблемы исчезают, когда дети проводят с вами много особого времени.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".