Официальный сайт МБОУНОШ

с.Санниковка Тамалинского района

Пензенской области

 

"Школа дорожных наук"

Памятка пешеходам

Дорогие ребята! Выйдя на улицу, вы невольно становитесь участником дорожного движения. И от того, как вы будете себя вести, зависит и дорожная обстановка в городе.

Прочтите эту памятку! В ней изложены основные обязанности пешеходов. Они совсем просты, но очень необходимы, и мы уверены, что они вам пригодятся в жизни, итак, запомните:

Пешеходы должны ходить по тротуарам и пешеходным, дорожкам. Если тротуар. . пешеходная дорожка. обочина, велосипедная дорожка отсутствует или движение по ним невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд. Вне населенных пунктов пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

Помните: проезжая часть — место напряженной работы водителя. Ваше появление на пути движущегося транспорта затрудняет работу водителей и может создать аварийную обстановку.

Переходить дорогу пешеходы должны по подземным переходам, в местах, обозначенных разметкой или знаками "Пешеходный переход".

Вступив на проезжую часть, где" есть пешеходный переход, пешеходы получают преимущество перед транспортом, то есть право на первоочередное движение, но нельзя злоупотреблять этим правом.

На участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы; переходить дорогу разрешается на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а между ними — под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.

Опасно выходить на проезжую часть в местах с ограниченной видимостью. Не пытайтесь переходить проезжую часть около стоящего транспорта.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Прежде чем начать переход, посмотрите на светофор. Если горит красный сигнал, нужно остановиться независимо от того, есть приближающийся транспорт пли нет. Начинать переход можно только при зеленом сигнале светофора. Убедившись, что водители остановились, можно начинать движение через проезжую часть. Если вы не успели закончить переход по разрешающему сигналу, не волнуйтесь. В зависимости от обстановки, вы можете закончить переход пли остановиться на островке безопасности, а при его отсутствии — на середине проезжей части.

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом, так как его нельзя остановить мгновенно.

Не стойте в ожидании транспорта на проезжей част, что может закончиться несчастьем для вас,

И, наконец, помните: транспорт — источник повышенной опасности! Чтобы не стать жертвой или виновником дорожного происшествия, соблюдайте правила дорожного движения!


 

Счастливого пути!

Ребята будьте внимательны при переходе улицы!

 

Для Вас, ребята!

 

Как родились ПДД

 

Паровая тележка Кюньо, 1771 год

 


 
Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихо кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и нарушители порядка на дороге.

Прообразом современных Правил дорожного движения стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасениям и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу».


Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда случиться подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.


 

 

Загадки

Дорогой друг! Каждый из вас является участником дорожного движения, а поэтому должен подчиняться определенным нормам - Правилам дорожного движения. Все вы, конечно, любите отгадывать загадки. Давайте вместе вспомним загадки по правилам дорожного движения.


1. Близко – широка,

Издалека – узка. (Дорога)


2. Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, мигают –

Людям помогают. (Светофор)


3. Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрёстком один управляет.

Он словно волшебник, машин дрессировщик,

А имя ему - ...(Регулировщик)


4. Железные звери

Рычат и гудят.

Глаза, как у кошек,

Ночами - горят. (Машины)


5. Полосатая указка,

Словно палочка из сказки. (Жезл)


6. Что за зебра без копыт

Не под нею пыль летит,

А над нею вьюга пыли

И летят автомобили. (Пешеходный переход)


7. Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)


8. Длинной шеей поверчу -

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут - положу,

Человеку я служу. (Подъёмный кран)


9. Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)


10. Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)


11. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)


12. Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)


13. Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить - всем указали. (Пешеходный переход)


14. Дом на улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус, маршрутное такси)

 

15. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Будь внимателен при ней. (Машина)


16. Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)


17. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус)


18. В два ряда дома стоят -

10, 20, 100 подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга всё глядят. (Улица)


19. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса. (Велосипед)


20. Длинной шеей поверчу -

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут - положу,

Человеку я служу. (Подъёмный кран)


21. Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться,

За этой тараторкой. (Мотоцикл)


22. Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт он, станет гладко,

Будет ровная площадка. (Бульдозер)

 

 

 

Викторина "Знаешь ли ты ПДД?"

1. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет).

2. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

3. Есть ли у велосипедиста путь торможения? (есть).

4. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

5. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

6. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка? (желтый).

7. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

8. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

9. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

10. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет).

11. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

12. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два: красный и зеленый).

13. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

14. Допускается ли буксировка велосипеда? (нет)

15. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт).

16. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

17. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет? (нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками).

18. Можно ли пешеходу пользоваться транспортным светофором, если нет пешеходного? (да).

19. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

20. В каком возрасте можно получить право на управление автомобилем? (с 18 лет).

21. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

22.Назовите причины дорожно-транспортных происшествий с пешеходами (переход в неустановленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия или стоящего транспорта, игра на проезжей части, движение вдоль проезжей части, а не по тротуару).


 

 

Для детей-пешеходов

Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.

Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра». Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, прислушайся, посмотри налево, потом направо, потом еще раз налево и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный сигнал для пешеходов – стой, зеленый – посмотри, остановились ли все машины, потом иди. Никогда не переходи улицу на красный сигнал, даже если машин поблизости нет.

Как только загорелся зеленый сигнал светофора, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно. Переходи, а не перебегай!

Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ты должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Она еще несколько метров будет быстро скользить по дороге. Так быстро, что не успеешь сделать даже шага назад.

Намного безопасней, если ты и водитель видите друг друга издалека. Тогда и он успеет затормозить заранее, и ты сможешь вовремя остановиться. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность. Замедли шаг, прислушайся, когда подходишь к арке, углу дома – в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина. Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это место для перехода. Он пойдет спокойно, потому что для водителя выскочивший на дорогу человек – всегда неожиданность, и неизвестно, сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.

Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках.

Знай, правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять в жизни!

 

Для детей-пассажиров

Когда ты едешь в транспорте, то являешься пассажиром. Кажется, что ничего трудного тут нет – сел и поехал. Однако и для пассажира существуют правила безопасности.

На остановке ожидают общественный транспорт люди. Самые нетерпеливые выскакивают прямо на проезжую часть. При этом можно поскользнуться и упасть под колеса автобуса. Что случится дальше, легко догадаться. Поэтому, когда ждешь автобус или троллейбус, никогда не стой на краю тротуара и не выбегай на проезжую часть. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса.

Входи в транспорт через среднюю и заднюю двери, выходи – через переднюю. Не задерживайся, сразу проходи внутрь салона. Не стой у дверей, мешая другим людям. Кроме того, это небезопасно, ведь двери закрываются и открываются автоматически.

Находясь в салоне автобуса, не думай о том, что теперь за твою безопасность отвечает водитель. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю придется вдруг резко затормозить. Держись за поручни! В ситуации экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку – это больные и пожилые люди. Помни: уступать им места – это правило не только вежливости, но и безопасности.

Подготовься к выходу заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, не спеши. Особенно, если тебе нужно перейти на другую сторону улицы. Приучи себя к правилу: переходить улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки.

Если тебе еще нет 12 лет, ты должен ездить в автомобилях только в специальном детском кресле. Если тебе уже 12 лет и больше, ты обязательно должен пристегнуться ремнем безопасности. Знай, что самое опасное место в автомобиле – переднее пассажирское сиденье. А самое безопасное место – за спиной водителя, здесь, при экстренном торможении, у тебя будет меньше всего шансов серьезно пострадать. Находясь в автомобиле, не мешай водителю, не отвлекай его.

 

 

  

Для Вас, родители!

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Летние каникулы, это время когда наши дети много гуляют, катаются на велосипеде.

Во время каникул следует регулярно акцентировать внимание ребенка на повышенное внимание при переходе проезжей части дороги, не забывая обговаривать особенности поведения на каждом из пешеходных переходов.

Дать понять, что даже на зеленый сигнал светофора пешеходу следует убедиться, что водители всех приближающих автомашин останавливаются, и уж тем более не переходить проезжую часть на красный свет.

Обговорите со своими детьми безопасные маршруты походов в магазин, к друзьям, маршруты велосипедных прогулок.

Напомните ребёнку, что пересекать проезжую часть дороги безопаснее именно по пешеходным переходам – ведь на них водители более внимательны и ожидают появления пешеходов на дороге.

Расскажите детям о правилах поведения на остановке общественного транспорта, где следует помнить о том, что прежде чем переходить на противоположную сторону улицы, необходимо дождаться пока автобус или трамвай отъедет от остановки.

При прогулках во дворе обращайте внимание ребят на стоящие без движения автомашины, и расскажите им, что выход из-за них или выезд на велосипеде может закончиться бедой.

Юные пассажиры в салоне автомобиля, если их перевозка осуществляется без специального детского кресла, также подвержены огромному риску. Не забывайте пристегнуть ребенка каждый раз, когда путешествуете вместе.

И самое главное – собственным примером правильного поведения на дороге показывайте ребенку, как безопасно вести себя на проезжей части улицы.

 

 

 

Для родителей первоклассников

Дорогие мамы и папы, ваш ребенок подрос не на лето, он стал старше на целую эпоху! И ответственность этого юного гражданина тоже возросла. Применительно к нашей теме – безопасности ребенка на улицах и дорогах – отметим главное, что школьник в отличие от дошкольника постепенно превращается в самостоятельного участника дорожного движения. Как же безболезненно и грамотно поступить родителям, воспитывая первоклассника как законопослушного пешехода? Как с первых школьных шагов привить ему устойчивые навыки дорожной безопасности?


Для этого мы предлагаем, уважаемые мамы папы, пять домашних заданий.

Главным учителем безопасного поведения детей будет не школа, а именно вы, какие бы занятия с вашим малышом там ни проводили. Школа может лишь закреплять те нравственные навыки, устойчивые привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, которые вы сформируете в семье.

Главным в воспитании законопослушного гражданина ( в том числе как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Ваш пример будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

Дорожное движение начинается не с проезжей части дорог и улиц. А с тротуара. Поэтому, отправляясь в школу с малышом, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов от подъезда дома.

Пройдите с ним весь путь и ненавязчиво показывайте наиболее опасные участки (нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, место, где загружается коммунальный транспорт (мусоровоз и т.п.).
Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, двигающимся автомобилем. Пусть все, что связано со школой, - дорога в школу тоже – у ребенка ассоциируется с ярким и добрым.

Один из великих людей сказал, что «настоящий учитель должен сам учиться всю жизнь». Все это применимо к родителям. Не поленитесь посмотреть в рабочую тетрадь или учебники ваших детей по основам безопасности жизнедеятельности, обязательно познакомьтесь с новыми Правилами дорожного движения. Только овладев знаниями, вы сами сможете выработать у своих детей привычку поступать правильно

 

 

Беседа с родителями


Мир ребенка... Это особый, ни с чем не сравнимый, удивительный мир. И как же бывает страшно и горько, когда в этот мир безжалостно врывается несчастье.

Если в ДТП гибнет человек - это всегда трагедия, но когда обрывается жизнь ребенка, то это не только огромная беда, но и всегда наша вина, вина взрослых.

Ребенок не виноват, что его взрослые не научили, не предупредили, не досмотрели, не уберегли. И в ответе за это в первую очередь родители.

Как же помочь им, нашим озорным, неосторожным, стремительным, не знающим страха детям стать дисциплинированными, культурными и внимательными пешеходами?

Начинать знакомство детей с правилами дорожного движения следует с раннего возраста. Знание ПДД в этом случае сохраняется на всю жизнь. Дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им, копируют их. Поэтому родители должны не только хорошо знать правила дорожного движения, соблюдать их, но и убедиться, что их дети владеют необходимыми навыками поведения на улице.

Доверить ребенку самостоятельно проводить время на улице можно лишь тогда, когда родители твердо уверены, что ребенок знает и выполняет основные правила безопасного поведения на дорогах.

В нашей республике постоянно растет автомобильный парк, повышается плотность транспортных потоков, интенсивность движения. За руль автомобиля, другого личного транспорта ежегодно садятся десятки тысяч новых водителей. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасного поведения на дорогах. Данной проблеме традиционно уделяется первостепенное внимание. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что до сих пор в выполнении ПДД допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:


Правило 1: обходи трамвай спереди, а автобус сзади.


Это правило давно устарело и уже не спасает, а наоборот, создает аварийную ситуацию. При выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Поэтому жди, когда транспортное средство отъедет, и только потом переходи дорогу. Или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.


Правило 2: при переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины, посмотри направо.


Это правило также устарело и создает аварийную ситуацию. Прежде чем переходить дорогу – остановись, посмотри в обе стороны. Убедись в безопасности перехода. Переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.


Правило 3: красный сигнал светофора – стоп, желтый – жди, зеленый – иди.


Судя по этому правилу, переход дорог на зеленый сигнал светофора безопасен. Но это не так! В ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещает, а зеленый разрешает движение. Но ведь там не написано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Красный сигнал светофора – запрещающий. Желтый – это не только приготовиться, но и знак внимания к смене сигналов светофора. Для пешехода желтый свет также опасен, как и красный, так как на желтый свет водителям разрешается закончить проезд перекрестка. Зеленый разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, нужно убедиться, что все машины остановились.


Правило 4: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.


В ПДД нет понятия «островок безопасности». Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем. Поэтому необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Если попали в такую ситуацию, то стойте на середине дороги, на осевой линии и не делайте ни шагу, ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.


Дети часто бегают через проезжую часть. Почему? Самый распространенный ответ: "Так быстрее!"

Попробуйте задать своему ребенку вопрос "Чем опасен бег через проезжую часть?" Что они вам скажут? Часто дети дают ответы типа "Водитель может наехать", "Можно споткнуться". Но это не самое главное. "Можно не заметить машину" - вот самый важный и правильный ответ.

Во время бега наш мозг не воспринимает столько предметов, сколько во время спокойного состояния, а мозг ребенка вообще не способен регулировать движение более трех предметов, тогда как мозг взрослого фиксирует движение до 10 предметов. А может ли мы смотреть по сторонам во время бега? Конечно, нет!

Поэтому так важно выработать у детей устойчивый навык при переходе продолжать наблюдать за дорогой в обе стороны! Ведь улица непрерывно меняется.

Стоявшая машина может поехать, медленно ехавшая - ускорить движение. Следовавшая прямо - неожиданно повернуть. Скрытая за другой стоявшей машиной или за углом - вынырнуть. Поэтому наблюдение надо дублировать. Делать при беге это не возможно, тот, кто бежит, взглядом устремлен вперед и практически не может смотреть по сторонам.

Зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Снежный накат, гололед, даже просто мокрый асфальт, политый или посыпанный противогололедными реагентами, многократно увеличивают тормозной путь. Остановить движущуюся машину становится в десятки раз сложнее!

Значит, только спокойный переход, только шагом, предельное внимание на ней! Натренированная до автоматизма привычка поможет вашему ребенку безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в руках. Эта привычка станет просто охранной грамотой на дороге.

Давайте же будем больше любить и себя, и своих близких и больше ценить наше здоровье и жизнь, чтобы с нами никогда не приключилось беды на дороге.

Жизнь наших детей только в наших руках, и от нас зависит, насколько наши дети будут дисциплинированными пешеходами и смогут обеспечить безопасность своей жизни. Дети понимают, как беззащитны они в нашей взрослой жизни. И ждут, что мы, взрослые, придем им на помощь...

 

 

 

 

Подготовка младших школьников

Лекция «Подготовка младших школьников к безопасному участию

в дорожном движении»

Главным при обучении школьников является не только изучение правил безопасного поведения на дорогах, но и формирование у них навыков и привычек безопасного участия в процессе движения, воспитание культуры поведения, дисциплинированности и ответственности за безопасность как свою, так и окружающих.

Очевидно, что все навыки и привычки безопасного поведения человека в дорожном процессе должны специально формироваться. Что же касается детей, то это формирование обязательно должно осуществляться взрослыми, обладающими специальными знаниями и умениями, необходимыми для достижения цели. Учебно-воспитательная работа должна строиться по схеме: причина-следствие-результат, основными этапами которой являются:

- раскрытие сущности и основных закономерностей дорожного движения, причин возникновения на дорогах аварийных ситуаций и условий их перехода в дорожно-транспортные происшествия;

- определение основных правил БДД и правил безопасного поведения в процессе движения;

- обучение и приучение к безопасному поведению на дорогах, в транспорте, воспитание транспортной культуры и дисциплинированности.

Сформулируем первый «закон» безопасности движения: «Чем выше скорость – тем больше опасность, чем выше опасность – тем меньше должна быть скорость».

Выбор допустимой безопасной скорости зависит от ряда условий: состояние дороги, дальность видимости, обзорность, интенсивность и характер движения, особенность устройства, техническое состояние автомобиля и вид перевозимого груза.

К типичным обстоятельствам опасных дорожно-транспортных ситуаций, которые возникают из-за неправильных поступков самих пешеходов, относится внезапный выход на проезжую часть перед близко движущимся транспортным средством из-за объектов, ограничивающих обзорность. Отсюда следует, что альтернативой такому опасному поведению должно быть осознанное действие, которое исключает выход на проезжую часть дороги, предварительно не убедившись в отсутствии на безопасном расстоянии от пешехода движущегося транспортного средства. С целью эффективного обучения данному правилу безопасного поведения введём второй «закон» безопасности движения: «Не видишь – остановись или резко снижай скорость». Этот закон в равной степени касается и пешеходов, и водителей.

 В подготовке младших школьников к безопасному участию в дорожном движении должны преобладать: наблюдение образов, динамики реальной обстановки и практическая тренировка.

Формирование у школьников навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей, т.к.  им нужны не только знания, но и навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, умение сохранить свою жизнь и здоровье.

В перечне специальных навыков безопасного участия школьников в дорожном движении на первый план следует вынести навык безопасного движения на улицах, дорогах и в транспорте как основу выполнения Правил дорожного движения.

Установлено, что несчастные случаи с учащимися происходят не только потому, что они сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу лёгкой отвлекаемости детей. В работе со школьниками по формированию у них навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям.  Так, например,  младшие школьники ещё не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода дороги. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем на самом деле.

У школьников необходимо развивать чувство ответственности за своё поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить их сохранять самообладание, правильно и быстро оценивать обстановку, принимать решения. Поэтому основной задачей при обучении правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте является формирование следующих знаний, умений и навыков, привычек: сосредоточение внимания к дорожному движению, самообладание, уравновешенность в момент опасности. Дети должны уметь сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание скорее перебежать дорогу. Но не следует концентрировать их внимание на ужасах несчастных случаев: дети должны понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должны бояться дороги. Чувство страха парализует действия ребёнка, делает его менее находчивым в моменты опасности.

Неожиданное появление на проезжей части дороги, выход из-за транспортного средства или другого предмета, закрывающего обзор, игра на проезжей части дороги, как показывает практика, происходит, в основном, по причинам неумения наблюдать проезжую часть, замечать автомототранспортные средства, оценивать скорость и направления движения, предвидеть возможность появления транспортных средств из-за кустов, деревьев, невнимательности и беспечности. Поэтому детей необходимо учить умению видеть и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твёрдый навык (привычку).

Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у учащихся, особенно у детей младшего возраста, навыка наблюдения. Отсутствие этого навыка у ребёнка приводит его к следующим типичным ошибкам, сопряжённым с высокой степенью опасности:

- начинает переходить проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись;

- двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора, не замечает выезжающее транспортное средство;

- на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

 - играя вблизи проезжей части и увлёкшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев её;

- в сумерках не замечает автомобиль тёмного цвета;

- не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

          Сочетание специальных умений и навыков: видеть дорожные ситуации, наблюдать за их развитием, правильно анализировать дорожную обстановку и прогнозировать (предвидеть) её последующие изменения и принимать решения, адекватные складывающимся на дороге ситуациям, даёт нам право представить его единым «правилом» в виде третьего «закона» безопасности движения: «Чувствуй дорогу! Умей видеть, наблюдать и предвидеть, действуй безопасно!». Реализуя данный «закон» в педагогической практике, необходимо добиться того, чтобы ребёнок умел видеть глазами самостоятельно движение транспорта и пешеходов по дорогам и улицам. В этой связи уроки предвидения опасности должны проводиться на улице, но в пределах зоны тротуаров, пешеходного перехода или на остановке общественного транспорта.

         Изучение практики по организации предупреждения ДДТТ позволяет выделить следующий необходимый минимум основных навыков безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы, особенно дети:

1.     Навык переключения внимания на улицу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в быту, в школе, и начинается транспортная среда).

2.     Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице (спокойно ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать верные решения).

3.     Навык наблюдения (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление их будущего движения).

4.     Навык предвидения опасности (видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать о возможных опасностях (скрытые опасности) и уметь их вычислять, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов).

5.     Навык переключения на самоконтроль (умение следить за своим поведением).

От того, как усваивают дети эти правила, изучают и осваивают «законы» безопасности движения,  овладевают перечисленными навыками безопасно участия в дорожном движении и  умело применяют их на практике, зависит в настоящем и будущем их личная безопасность на дорогах.

Таким образом:

- содержание знаний, умений, навыков, их объём и устойчивость должны соответствовать требованиям, которые предъявляют  условиям безопасного участия школьников в дорожном движении;

- содержание знаний, умений, навыков безопасного участия школьников в дорожном движении должно быть построено с учётом межотраслевых факторов на основе «законов» безопасности движения и аккумулировать в себе специальные правила безопасного поведения;

- знания, умения, навыки безопасного участия школьников в дорожном движении должны быть осмыслены и восприняты как руководство к безопасному поведению в процессе движения, должны явиться средством принятия правильно решения и осуществления безопасных  действий.

Подготовка школьников к безопасному участию  в дорожном движении должна включать следующее:

- классная работа (урок в классе или спецкабинете, практические занятия на специальных площадках на улице);

- внеклассная работа (дополнительные занятия в УДО, мероприятия по изучению ПДД, профилактике ДДТТ и др.);

- индивидуальная работа с ребёнком в семье.

 

Литература:

Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е. Воронина и др. /   Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М.Мустафина. -  Казань: ГУ «НЦ БЖД»,  2009. – 464 с.

 

 

 

 



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".