Официальный сайт МБОУНОШ

с.Санниковка Тамалинского района

Пензенской области

 

Здоровье

 

   

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

В развитии ребенка важно учитывать целостность здоровья.

Физическое здоровье:
? совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)
? состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)

Психическое здоровье:
? высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)
? это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)

Духовно-нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, гак и
общественная характеристика. Здоровье субъектов образовательного процесса цель, содержание и результат качества образования, как основного показателя эффективности работы ОУ.


                         

Работа детей с компьютером


                                                         ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Основными физическими факторами, воздействующими на пользователей компьютеров, являются электромагнитное и электростатическое поле, шум. Дисплеи с электроннолучевыми трубками также являются потенциальными источниками рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Уровни шума от работающих компьютеров и периферийных устройств (принтеров) могут составлять 60-65 дБА (при гигиенической норме 50 дБА). Если компьютеры удовлетворяют Государственному стандарту РФ и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, то все эти излучения незначительны и не оказывают вредного воздействия на человека. Однако в действительности при гигиенических обследованиях кабинетов информатики в образовательных учреждениях обращает на себя внимание насыщенность их полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами (формальдегид, ацетон, толуол, фенол, озон). Уровни искусственной освещенности на рабочих местах в классах, как правило, бывают заниженными (150-200 люкс).
Исследование микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха превышает оптимальные уровни в 70% случаев и составляет 22-23 °С (при норме 19-21 °С). Относительная влажность воздуха в 60% случаев находится на уровне нижней границы нормы (55%). Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений классов, и это способствует накоплению в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным адсорбировать частицы пыли и поэтому легко проникать в легкие, вызывать конъюнктивиты и дерматиты.

СИСТЕМЫ-МИШЕНИ
Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Это состояние определяется сейчас как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Частота астенопии у пользователей компьютерами составляет от 10 до 40%. Помимо этого отмечаются и объективные изменения в зрительной системе: снижение остроты зрения, нарушение аккомодации, бинокулярного зрения, стереозрения. Через 30 минут работы на компьютере, соответствующем гигиеническим требованиям, 21-26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при несоответствии компьютера гигиеническим требованиям число жалоб увеличивается до 40%.
Основной причиной таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: она сопровождается частыми переключениями внимания с клавиатуры на экран, анализом и корректировкой воспроизводимых на экране результатов. Кроме этого напряженность зрительного анализатора обуславливается и рядом других причин: высокочастотная (50-70 Гц) дискретность изображения; необычный контраст между фоном и символами на экране монитора; дрожание или мелькание изображения; расстояние от глаз до экрана, направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают при чтении печатного текста, и др. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению, патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка. Частота психических расстройств в виде тревоги, раздражительности, подавленности у пользователей компьютеров колеблется от 25 до 70%. Нарушение сна обнаруживается у 15-45% пользователей.
Многие исследователи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Остисто-крестцовая мышца при работе за компьютером испытывает нагрузку на уровне 8,5%, а трапециевидная - 13,5% от произвольной максимальной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на мышечный аппарат. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать нескольких тысяч за период работы) это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата. Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук.
Нарушения в состоянии здоровья усугубляются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как на уроках в школе, так и дома. В результате опроса 1000 учащихся московских школ исследователями было установлено, что активно играют в компьютерные игры 2/3 школьников (начало активности отмечается в 5-7-м классах и снижается у школьников выпускных классов).

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
С каждым годом увеличивается число детей, которых можно отнести в группу компьютерозависимых. Компьютерная зависимость (лудомания, или игровая зависимость) с трудом поддается лечению, потому что является сочетанием состояния, схожего с наркоманией и навязчивыми состояниями. ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств. Больные теряют интерес ко всему, кроме своих компьютерных игр и общения в Интернете. По мнению отечественных психиатров, этим расстройством страдают 4-6% пользователей в России, причем около 70% из них - это дети и подростки. Дети становятся агрессивными, если их ограничивают в доступе к компьютеру, забрасывают учебу, у них отсутствуют другие желания и интересы, они начинают обманывать (популярная ложь - готовлюсь к контрольной). Компьютерная зависимость приводит к тому, что многие дети продолжают игру в своем воображении (во сне или в период бодрствования), вовремя не принимают пищу. У таких детей могут быть приступы страха, тревоги, навязчивые состояния, нарушения социальной адаптации (ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами). По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе дети и подростки, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.
Чаще компьютерной зависимости подвержены мальчики. Наиболее опасными для развития зависимости специалисты считают ролевые игры, особенно если сюжет их связан с насилием.
Все вышесказанное требует специального регламентирования работы детей и подростков с компьютерами. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления.

НОРМЫ
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора - 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.
Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Основными противопоказаниями к работе с компьютером у детей являются миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы, заключение о возможности работы дает окулист или невропатолог. При миопии средней степени ребенок должен работать за компьютером в очках на 1-1,5 диоптрии слабее и соблюдать щадящий режим зрительной работы.

ПРОФИЛАКТИКА
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые включают специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног.
Для профилактики компьютерной зависимости необходимо ежедневное общение взрослых с детьми, ненавязчивый контроль за ними, вовлечение их в домашнюю жизнь и жизнь детского коллектива, организация досуга ребенка (спортивные секции, различные курсы, кружки). Если ребенок стремится проводить длительное время за компьютером и у него появились симптомы компьютерной зависимости, то его необходимо проконсультировать у психолога или психиатра, в специализированных реабилитационных центрах для детей и подростков или по телефонам «горячей» линии (игровая зависимость), которые есть в крупных городах.

Материал взят с сайта medi.ru/doc/j01091027.htm

 

                                

Все болезни от холода


Проблема № 2: промерз до костей
Общее переохлаждение организма – биологический сигнал к пробуждению дремлющих в клетках вирусов. Чтобы заболеть простудой и гриппом, ребенку не требуется даже контакта с кашляющими и чихающими разносчиками респираторной инфекции. Промерзнув до костей, он может заразиться ею от самого себя.
Что делать
Приготовьте 20-минутную теплую ванну с настоем шалфея. Залейте 500 г травы 2–3 литрами кипятка, нагревайте 20 минут на медленном огне, процедите, отожмите оставшееся сырье, влейте в ванну с температурой воды 36–38 °C. Чтобы вода не остывала, время от времени доливайте горячую. Разотрите ребенка махровым полотенцем, наденьте на него теплую пижаму и уложите спать.

Проблема № 3: холодный ветер в лицо
Это прямой путь к насморку и воспалению придаточных пазух носа – синуситу. Лицо нужно прикрыть теплым шарфиком и воротником, а дома подышать над паром.
Что делать
Накройте ребенка махровым полотенцем, усадив дышать паром над сваренной в мундире картошкой. Вдох нужно делать через рот, а выдыхать через нос.
Активизировать местную систему защиты детской носоглотки поможет точечный массаж лица. Воздействуйте на точки лба в центре границы роста волос, посередине переносицы, у внутренних концов бровей и по бокам от крыльев носа. Трижды в день кончиками указательных пальцев делайте 9 вращений по часовой стрелке и против нее.

Проблема № 4: отморожение
Пальцы ребенка, его щеки, кончик носа, ступни (именно они страдают в первую очередь) стали алебастрово-бледными и как будто «не своими» – он перестал их чувствовать. Это очень тревожные симптомы, ведь речь идет об отморожении! Только не вздумайте тереть щеки снегом и отогревать руки-ноги под струей горячей воды! Растирание снегом усиливает холодовую травму, а резкое согревание действует как ожог и может привести к омертвению тканей.
Что делать
На улице согрейте замерзший участок кожи сухим теплом, приложив к нему шерстяную рукавичку или шарфик. Дома не спешите снимать с отмороженных рук-ног варежки и носки, чтобы постепенно восстановить кровообращение. Напоите школьника теплым чаем с медом, малиной или липовым цветом. Это поможет расширить сосуды и восстановить чувствительность в переохлажденных тканях. Когда по ним поползут мурашки, появится жжение и покалывание, протрите отмороженный участок водкой и укройте до утра платком из тонкой шерсти.
Дочь или сын жалуется на боль в местах, подвергшихся холодовой травме? На коже, как при ожоге, проступили волдыри разной величины, она посинела, выглядит отечной? Похоже, это значит, что ткани промерзли очень глубоко – буквально до костей, и очень сильно пострадали. Медлить нельзя, так как может потребоваться хирургическое вмешательство. Быстрее звоните в «скорую»!

Проблема № 5: озябли руки
Ладони тесно связаны с носоглоткой и дыхательной системой. Горячая ванна для рук вызывает рефлекторный прилив крови к замерзшим стопам. Она вполне может заменить ножную, если по каким-то причинам парить ноги ребенку неудобно. Например, если он замерз по дороге в школу или пошел в нее без теплых варежек.
Что делать
До начала уроков, а если школьник не успевает – на перемене подставить руки по локоть под очень теплую струю на 5–7 минут. Начальная температура воды – 38–39 °С (приятно теплая), ее нужно понемногу делать погорячее, доведя до максимума, чтобы можно было терпеть и не обжечьтся (42–43 °С). После процедуры руки нужно вытереть насухо, натянуть рукава свитера пониже. Дома пусть ребенок наденет теплую пижаму с длинными рукавами и носки, а затем ляжет спать под шерстяное одеяло. Тогда простуде до него точно не добраться!
И не стоит забывать о точечном массаже. Вращательными движениями по часовой стрелке воздействуйте на тыльную сторону кисти ребенка у основания складочки, которая появляется между прижатыми большим и указательным пальцами.

Проблема № 6: замерзли ноги
На кожу стопы, как страны на карту мира, спроецированы практически все органы и системы тела. Ее рецепторы чутко отзываются на холод, вызывая рефлекторные сосудистые реакции в определенных участках организма. Отсюда известная примета: если у ребенка замерзли ноги – назавтра жди насморка.
Что делать
Энергично разотрите стопы ребенка, используя разные приемы: подушечками пальцев, краем ладони, «костяшками» кисти, сложенной в кулак. Чередуя поглаживание и растирание, хорошенько промассируйте подошву, а затем тыльную поверхность стопы, чтобы она покраснела и согрелась. То же самое проделайте с другой ступней. Вращательными движениями по часовой стрелке тщательно разомните биологически активную точку на ногах у наружного угла лунки большого пальца, а затем приготовьте ножную ванну.
Горячая ванна для ног. Наполните глубокий тазик водой (температура 40–42 °С), растворите в ней 1–2 столовые ложки сухой горчицы. Усадите школьника удобнее, и пусть он парит ноги 15–20 минут. По мере остывания подливайте горячую воду. Затем разотрите ноги насухо, наденьте шерстяные носки.


Источник - "Здоровье Школьника"

 

Меню отличника и хорошиста. Чем зарядить мозги?

 

Каждому школьнику - по бутылке

ЕЩЁ один умный продукт - вода. Простая кипячёная и охлаждённая. Конечно, можно использовать фильтрованную, питьевую в бутылках или даже минеральную, если средства позволяют. Английские учёные выяснили, что даже небольшой недостаток воды ухудшает мыслительную работу на 10%. Воды в мозге больше, чем в других органах - 80%, и он очень чувствителен даже к небольшому недостатку этой живительной влаги. Первые признаки «жажды мозга» - лёгкие головные боли, снижение концентрации внимания, быстрая усталость. И многие школьники с этими симптомами сжились, и даже не догадываются об их причине. В Великобритании этот недуг победили, ведь там вода у школьника всегда должна быть под рукой, и ее можно пить прямо на уроке. Неплохо бы взять этот рецепт на вооружение и нам. Собирая ребенка в школу, снабдите его бутылочкой с водой. Прикладываться к ней нужно в течение всего дня, и по мере опустошения водные запасы надо восполнять. В день школьнику необходимо 1,5-2 литра, и половину этой дозы лучше принять в школе. Подчеркнём, что речь идёт просто о питьевой воде без цвета, вкуса и запаха. Газировки и прочие напитки с сахаром лучше не принимать.

Не откладывай завтрак на завтра

МНОГИЕ знают: стоит рассосать под языком кусочек сахараи голова станет ясной и светлой. Но сахар помогает только в том случае, когда содержание глюкозы в крови падает ниже нормы. У здоровых людей это бывает при голодании или после серьёзной физическойalt нагрузки. Его можно заподозрить по слабости, головокружению и лёгкой дрожи во всём теле. Нормальному мозгу, не измученному голодом, сахар совсем не на пользу. Более того, сладкая и жирная пища ему только во вред. Не стоит стимулировать мозг ребёнка и кофеином не важно, кофе это или кола. Это очень кратковременный допинг, после которого начинается спад. К тому же кофеин, действуя как мочегонное, может усилить «жажду мозга». Из всех витаминов мозг больше всего любит В1, В3, В5 и В6. Они помогут ребёнку быть более внимательным и устойчивым к стрессам. Не принимайте их в таблетках и не ищите во фруктах и ягодах - там их нет. Витаминов группы В много в постном мясе, печени, хлебе грубого помола, овсянке, неочищенном рисе, а также в цветной капусте и брокколи. Из этих продуктов сделайте завтрак. Постоянно завтракаю­щие школьники лучше решают задачки и тесты и меньше подвержены негативным эмоциям. Это доказано в научных исследованиях.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".